Автор:

Абубакр Дациев

Хасан бин Ясар родился в Медине во время правления второго праведного халифа Умар бин Хаттаба.

 

Его отец был персом, который попал в плен во время походов мусульман в Персию. Далее он попал в рабство к Зайд бин Сабиту, известному сподвижнику и секретарю Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который записывал Коран. Зайд знал персидский язык, и вскоре они стали с Ясаром очень близки.

 

Приняв Ислам, Ясар женился на Хайре, служанке одной из жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и матери правоверных Умм Саламы. И в 21-м году по Хиджре у них родился сын.

 

Через некоторое время Хайра отнесла сына к Умм Саламе, чтобы она нарекла его именем, и Умм Салама выбрала для него имя Хасан. Хасан рос в доме Умм Саламы, и ребёнок был очень дорог её сердцу. Умм Салама была известна своими знаниями, и посредством её было передано множество хадисов. Ещё во временя джахилии она умела писать, что было даже для мужчин редкостью в то время, не говоря о женщинах.

 

Несомненно, воспитываясь в доме у матери правоверных, Хасан получил огромную благодать и знания. Ребёнком Умм Салама приводила его к известным сподвижникам, и они обращались к Аллаху с мольбой за него.

 

Рассказывают, что маленького Хасана принесли к халифу Умару, и он взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его». И действительно, Хасан стал одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов и был любим людьми. Он приобретал знания у таких известных учёных, как Усман бин Афан, Али бин Абу Талиб, Абу Муса аль-Ашари, Абдулла бин Умар, Абдулла ибн Аббас, Малик бин Анас, и у многих и многих других.

 

Хасан рассказывал, что ему было около четырнадцати лет, когда он заходил к матери правоверных Умм Саламе и мог дотянуться рукой до потолка её дома. Такими низкими и маленькими были дома лучших из людей в то прекрасное время. Неудивительно, что, воспитываясь в такой обстановке, где царили богобоязненность и аскетизм, Хасан стал одним из самых известных праведников своего времени.

 

 

Хасан вырос среди общества, которое отличалось высоким нравом; сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников.

 

Подробнее: Биография Хасан аль-Басри

Категория: Учёных из стран Шама

Краткая биография имама аль-Байхаки, рахимахуллах (384-458 по хиджре/ 994-1066).                

 

Имам, хафиз, шейх-уль-Ислам Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусраварди аль-Хурасани родился в 384-м году по Хиджре в месяц Шаабан в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхаки.

 

Крупный ученый шафиитского мазхаба, видный богослов-ашарит, автор множества трудов, он обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью.

 

Он был учеником известного хафиза Аль-Хакима Абу Абдуллаха и Абу аль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Алави, ученика Абу Хамида аш-Шарки.

 

Хафиз Абдульгафир ибн Исма пишет о нем в своей работе «Тарих»:

 

"Байхаки был образцовым ученым: он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота. Факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве.

 

Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел даже своего учителя, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в  проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов.

 

Многие ученые просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге аль-Марифа, эти уроки посещали многие имамы".

Подробнее: Биография имама аль-Байхаки

Категория: Учёных из стран Шама

بسم الله الرحمن الرحيم 

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами 

 

(909-974 х/1504-1567 м)

 

 

Шейхуль Ислам Шихабуддин, Абуль-Аббас, Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари.

 

Воспитанник аль-Азхара, ашарит в акыде, он был мухаддисом и выдающимся факихом, глубоко познавшим Шариат. Он родился в конце 909-го года по хиджре в местечке Абу Хайтам (Египет). Он был имамом шафиитов своего времени. Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено двум шейхам (учителям) его отца: Мухаммад ас-Сарави известного, как Ибн Аби аль-Хамаиль, и ученик Ибн Аби аль-Хамаиля – Шамсуддин Ахмад аш-Шанави, который был одним из лучших учеников Шейхуль-Ислама Шарафуддина аль-Манави. Шейх Ахмад аш-Шанави, отправил его в Танту для начала обучения и заучивания Корана наизусть. 

 

После этого, в начале 924-го года по хиджре, он получил разрешение на обучение в ‘ильми аль-джами’ аль-Азхар, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави, вместе с благородными учеными аль-Азхара. Он обучался у многих известных учеников аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни, и у самого лучшего из них – шейхуль-Ислама Закарийи аль-Ансари. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: «Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии»».

 

В конце 929-го года по хиджре имам аль-Хайтами, получил разрешение выносить фетвы. Он был специалистом в тафсире, хадисе, каламе, фикхе, усуле, фуру’е и математике, в грамматике, морфологии, логике, баяне, тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его. 

 

В 933-м году по хиджре вместе с шейхом аль-Бакри, он отправился в Мекку и прожил там до 934-го года. В это время у него появилось большое желание писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби. Имам аль-Мухасиби повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами, принял это [повеление] с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу. По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауза» и написал комментарий к этому матну. Этот комментарий включает в себя разъяснение шарха ар-Рауза, аль-Джавахира и многих других комментариев на «Аль-Минхадж» и «Аль-Анвар».

Подробнее: Биография Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м)

Категория: Учёных из стран Шама

بسم الله الرحمن الرحيم Абу Мансур Аль Матуриди (ум. 333/944 м)      

Мухаммад бин Мухаммад бин Махмуд, Абу Мансур Аль Матуриди. Он основатель одного из двух известных школ Ахли Сунны по акиде – «матуридия». Родился Имам приблизительно в 235/850 году. Он представитель первых прославленных трех поколений саляфов. Известен он под прозвищами «Имамуль Худа/Имам правильного пути», «Аляматуль Худа/Знамя правильного пути» и «Имамуль Мутакаллимин»/Имам Калямистов». Некоторые историки отмечают, что он из рода Абу Аюба Халид бин Зайд Аль Ансари. Он тот, кто вел споры и опровергал муътазилитов и других заблудших сектантов, получивших в его время широкое распространение в Средней Азии. Он защитил акъиду Ахли Сунны опровергая в письменном виде разные группы зындыков и вышедших из Ислама. Иснад Знаний: У Имама Матуриди имеются достаточно серьезные цепочки получения знаний доходящие до известных имамов саляфов таких как Имам Абу Ханифа, Абу Юсуф Аль Ансари, Мухаммад Аш Шайбани. Так шейх его шейхов являлся учеником Абу Юсуфа и Имама Мухаммада. А по другому каналу шейх его шейхов брал знания непосредственно у Имама Абу Ханифы и передавал от него его акиду. По этой причине метод акиды Имама был основан на подходах Имама Абу Ханифы. Так содержащиеся в известных пяти книгах Имама Абу Ханифы убеждения он разгруппировал, разъяснив с разных сторон в соответствии с необходимостями его времени и поддержал наилучшим образом. Научная цепочка Имама Матуриди такова: 1 Путь: Имам Абу Мансур Аль Матуриди → Абу Наср Аль Ийяди и Абу Бакр Ахмад Аль Джурджани → Абу Сулайман Аль Джурджани → Имам Мухаммад Аш Шайбани и Къади Абу Юсуф → Имам Абу Ханифа → Хаммад бин Аби Сулайман → Ибрахим Ан Нахаи → Алькъама бин Къайс → Абдуллах бин Масъуд. 2 Путь: Имам Абу Мансур Аль Матуриди → Нусайр бин Яхья Аль Бальхи и Мухаммад бин Мукъатиль Ар Рази → Абуль Мути Аль Хаким бин Абдиллах Аль Бальхи и Абу Мукъатиль Хафс бин Салям Ас Самаркъанди → Имам Абу Ханифа → Хаммад бин Аби Сулайман → Ибрахим Ан Нахаи → Алькъама бин Къайс → Абдуллах бин Масъуд. Его известные шейхи: 1. Абу Бакр Ахмад Аль Джурджани 2. Мухаммад бин Мукъатиль Ар Рази (ум. 248 х/862 м) 3. Абу Наср Ахмад бин Аббас Аль Ийяди (ум. 268 х/881 м) 4. Нусайр бин Яхья Аль Бальхи (ум. 268 х/881 м) Его известные ученики: 1. Абуль Къасим Хаким Ас Самаркъанди (ум. 342 х/953 м) 2. Абу Бакр Мухаммад бин Наср Аль Ийяди (ум. 361 х/971 м) 3. Абу Ахмад бин Аби Наср Аль Ийяди 4. Абу Мухаммад бин Муса Аль Баздави (ум. 390 х/1000 м) 5. Абуль Лайс Аль Бухари (ум. 373 х/984 м) 6. Абуль Хасан Али бин Саид Ар Рустугъфани (ум. 345 х/956 м) Его известные книги: 1. Китабут Тавхид 2. Акъидату Имам Аби Мансур Аль Матуриди (Шарх Таджуддина Ас Субки на эту книгу под названием «Ас Сайфуль Машхур фи Шархи Акъидати Аби Мансур» отпечатано в Стамбуле на арабском и турецком языках. Есть некоторые сомнения относительно принадлежности этой книги к Имаму) 3. Ар Радд аля Аваилиль Адилля лиль Каби 4. Радду Тахзибиль Джадаль лиль Каби 5. Радду Ваидиль Фуссакъ лиль Каби 6. Ар Радд аляль Къарамита 7. Китабуль Джадаль 8. Баяну Вахмиль Муътазиля 9. Таъвилятуль Къуран (Таъвиляту Ахли Сунна) 10. Шарху Фикъхиль Акбар 11. Маахизуш Шараи 12. Радду Китабиль Имама ли Бадир Равафида 13. Китабуль Макъалят филь Калям 14. Радду Усулиль Хамса ли Аби Мухаммад Аль Бахили 15. Рисаля филь Иман 16. Рисаля фима ля Яджузуль Вакъфу Аляйхи филь Къуран 17. Китабуль Усуль Слов ученых с похвалой на Имама Матуриди настолько много, что не возможно их всех перечислить здесь. Даже без этих слов, одно то, что большое количество имамов Ахли Сунны последовали за его школой акиды и выбрали его своим предводителем, является достаточным фактором для того, чтобы это было похвалой и признанием для Имама. Это небольшое послание я написал с целью защитить Имама от безосновательных нападок глупцов.

Подробнее: Абу Мансур Аль Матуриди

Категория: Учёных из стран Шама

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!             

Известный ученый пятого века хиджры Абуль-Касим аль-Кушайри пишет в своей книге: «Не было века в истории Ислама, в котором жил бы шейх суфиев из числа познавших Аллаха без того, чтобы крупные ученые того времени не подчинились бы тому шейху, не относились бы к нему с почтением, и не стремились бы получить от него баракат». Ярким примером истинности этих слов является жизнь великого ученого и суфийского шейха Халида аль-Багдади, о котором мы расскажем в этой статье.

Вряд ли за последние столетия можно найти личность, сопоставимую с шейхом Халидом, которая пользовалась бы таким почетом среди ученых, правителей и простых мусульман, как шейх Халид.

Родился шейх в 1193 году хиджры (в 1778 г.х.э) в городе Карадаг недалеко от города Сулеймания. Род его по отцовской линии восходит к третьему праведному халифу Усману, да будет доволен им Аллах.

Детство и юность имама прошли в изучении наук. Ради обретения знаний он посетил многие города и обучался у многих известных ученых. Круг его интересов не ограничивался лишь изучением религиозных наук. Он отправился к известному ученому Мухамад Касиму ас-Саттанджи и обучался у него математике, геометрии, астрономии и многим другим наукам.

В 1213 году по хиджре шейх Халид становится ректором медресе в Сулеймании после того, как умирает ректор этого медресе Абдуль-Карим аль-Барзанджи.

Несколько лет шейх Халид занимался преподавательской деятельностью. Несмотря на молодость, он пользовался в ученых кругах таким авторитетом, которому могли бы позавидовать старцы, проведшие всю жизнь за книгами.

Но молодой ученый, как и многие ученые до него, не желал довольствоваться лишь постижением явных наук. Шейх Халид жаждал встречи с суфийским шейхом, который повел бы его по пути познания Аллаха. Он знал, что лишь так сможет обрести познания, которые невозможно получить, прочитав и даже выучив наизусть тысячи книг.

В 1220 году по хиджре шейх Халид, освободившись от всех уз, связывающих его с этим миром, отправляется в Мекку для совершения хаджа. При этом в душе он таил еще одну цель. Он надеялся встретить суфийского шейха и вступить под его руководством на путь суфиев. Путь лежал через Сирию и Ливан, и там он познакомился со многими учеными исламского мира. В частности, встретился с известным ученым Мухаммадом аль-Казабри и взял у него несколько уроков.

 

Подробнее: Биография Шейх Халид аль-Багдади

Категория: Учёных из стран Шама

Автор:  Ахмад Абдурашидов      

 

 

 

Абуль-Хасан Али ибн Исмаил ибн Аби Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари, аль-Басри, аш-Шафии. 

 

Его имя Али ибн Исмаил, кунья Абуль-Хасан. Он потомок великого сподвижника Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах). Величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама, Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари по праву считается одним из тех, о ком говорил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто обладал верой и мудростью, кто возвысил истинную суть вероучения и унизил приверженцев нововведений, внёс огромный вклад в сохранение истинного вероучения, переданного от сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и результат его трудов не исчезнет до Судного дня.

 

Основание школ вероучения

 

Убеждения сподвижников и табиинов были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). По причине близости их жизни ко времени посланничества среди них было очень мало разногласий – ведь у них  была возможность даже самую незначительную подробность  уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  в хадисах. Поэтому у них не было необходимости самостоятельно составлять науки в области вероучения, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа – то есть шариатские науки.

Подробнее: Абуль-Хасан аль-Аш'ари

Категория: Учёных из стран Шама

РЕКЛАМА

          ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ 

            darulihlas.ru@mail.ru 

ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!

Доска объявлений в Дагестане

Яндекс.Метрика