Учёных из стран Шама и других

 

بسم الله الرحمن الرحيم  

 

 

Ибн Асакир

 

(499-571 х/1105-1175 м)

 

 

Абуль-Касим, Али ибн Хасан ибн Хибатиллях ибн Абдуллах ибн Хусейн ибн Асакир ад-Димашки аш-Шафии.

 

Хафиз более известный как Ибн Асакир, родился в месяце мухаррам 499-го года по Хиджре в Дамаске.

 

Его родители были благочестивыми и образованными людьми и приложили много усилий, чтобы привить своим детям любовь к знаниям. Все их дети выросли учёными, но наибольшую известность из них получил Ибн Асакир. 

 

Незадолго до его рождения мать услышала во сне голос, который сообщил ей, что у неё родится ребёнок, которого ожидает великое будущее, и что от этого ребёнка будет большое благо для мусульман. Также было сказано ей во сне, чтобы она на сороковой день после рождения сына отправилась на гору Касьюн к «пещере первой крови» и раздала там милостыню.

 

Гора Касьюн, у подножия которой раскинулся Дамаск, является свидетелем многих исторических событий. Здесь произошло первое убийство в истории человечества, когда сын Адама Кабиль (Каин) из-за зависти убил своего брата Хабиля (Авеля). Говорят, в «пещере крови», которая находится на этой горе, хранится камень, хранящий следы крови Авеля. В этом месте поклонялись Аллаху множество пророков и праведников. 

 

После рождения Ибн Асакира мать сделала так, как было велено ей во сне, и этот сон в действительности оказался вещим: этому ребёнку было суждено стать одним из величайших учёных исламского мира. 

 

 

Отец Ибн Асакира тоже увидел во сне, что у него родится сын, посредством которого Всевышний оживит сунну Пророка (мир ему и благословение). 

 

Тажуддин Субки пишет: «Клянусь Аллахом, так оно и было. Аллах оживил посредством него сунну и умертвил новшества. Он говорил истину и не боялся чьего-либо порицания...».

 

На пути к знаниям

 

Ибн Асакир в 6 лет начал изучать хадисы у своего отца и старшего брата Абу ль-Хасан Саинудина, который являлся известным мухаддисом. Всё его детство и юность прошли в приобретении знаний. Он посетил многих известных учёных Дамаска и преуспел в изучении хадиса и других наук Шариата.

Как и многие великие учёные, которые жили до него, Ибн Асакир не собирался удовлетворяться знаниями, которые получил в родном городе, и решил отправиться в путешествие ради приобретения новых знаний. 

 

Его учитель Абу ль-Хасан бин Кайс сказал ему, когда тот решил отправиться в странствие: «Я надеюсь, что Аллах оживит посредством тебя это дело», то есть сунну Пророка (мир ему и благословение). И учитель не ошибся в своём предположении, так как вскоре его ученик стал самым знаменитым мухаддисом в исламском мире. 

 

В 519-м году по Хиджре в 20-летнем возрасте Ибн Асакир отправился в Багдад и обучался у известных местных учёных. В 520-м году он вознамерился совершить хадж и отправился в священные города. В Мекке и Медине встретился с учёными священных городов и перенял от них знания. Затем возвратился в Багдад и провёл в медресе Низамия около 5 лет.

 

В Багдаде его прозвали «горящим пламенем» из-за его смышлёности и остроты ума. Несмотря на то, что Багдад был столицей халифата и в нём проживало множество крупных учёных, Ибн Асакир получил в городе известность благодаря своим способностям.

 

В 525-м году по Хиджре он возвратился в Дамаск и провёл на родине четыре года. В 529-м году по Хиджре, после того как умерла его мать, он отправился в Хорасан, где проживало множество крупных учёных. Ибн Асакир посетил многие крупные города Хорасана, такие как Асбахан, Мерв, Тибриз, Байхак, Рай, Герат и многие другие. 

 

За годы учёбы и странствий Ибн Асакир посетил огромное количество учёных. Сообщается, что количество учёных, от которых он перенял знания, было более тысячи трёхсот. Среди тех, у кого он обучался, было также более 80 женщин. 

 

Его учителя, видя стремление и искренность Ибн Асакира, оказывали ему большое внимание. Приведём один пример, как учёные относились к нему. 

 

Во время поездки в Хорасан Ибн Асакир посетил известного мухаддиса и суфия Мухаммада аль-Фарави и провёл рядом с ним год, обучаясь у него. 

 

Ибн Асакир пишет, что он отправился в эти края для того, чтобы обучаться у этого великого имама, так как тот обладал глубокими знаниями, и он провёл рядом с ним целый год. Во время обучения аль-Фарави заболел, и врач посоветовал ему прекратить уроки. Но тот отказался и сказал, что, может, ради того, чтобы обучить этих учеников, Аллах оставил его на этой земле. Ибн Асакир пишет, что аль-Фарави не мог вставать из-за болезни и, тем не менее, не прекратил уроки. Когда Ибн Асакир покидал этого богослова, тот сильно опечалился и сказал, что, наверное, после этого они никогда не увидятся. И действительно, Ибн Асакиру уже больше не суждено было его увидеть, так как вскоре тот умер. 

Очень интересную историю приводят о начале обучения Ибн Асакира у аль-Фарави. Захаби пишет, что, когда Ибн Асакир пришёл к нему за знаниями, то так его утомил, что после трёх дней у аль-Фарави возникла мысль запереть ворота, чтобы Ибн Асакир не приходил к нему. Но наутро пришёл человек и сказал: «Я посланник Пророка (мир ему и благословение) к тебе. Я увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и тот сказал мне, чтобы я шёл к аль-Фарави и сказал: ”В ваш город пришёл человек из Сирии ради приобретения моих хадисов, и пусть аль-Фарави не испытывает раздражения, и пусть он ему не надоедает”». После этого, когда Ибн Асакир приходил к аль-Фарави за знаниями, тот не вставал, пока Ибн Асакир не встанет, как бы долго ни продолжался урок. 

 

В 533-м году по Хиджре Ибн Асакир возвратился в Дамаск и начал обучать студентов. 

 

От Ибн Асакира приводят, что он сказал: «Аллах свидетель тому, что в моём сердце; когда я вознамерился приступить к обучению студентов, то не желание возвыситься толкнуло меня к этому. Я сказал себе: когда же ты начнёшь рассказывать людям всё то, что ты приобрёл?! Какая польза, если ты оставишь после себя лишь исписанные листы? После этого я сделал «истихара», посоветовался с моими учителями и известными людьми Дамаска, и все они сказали: ”Кто же более тебя достоин этого?” И в 533-м году я начал читать хадисы».

 

Ибн Асакир и правители исламского мира

 

Ибн Асакир пользовался большим авторитетом как среди учёных Шариата, так и среди правителей. 

Нуруддин Занки, величайший правитель исламского мира, одержавший множество побед над войсками крестоносцев, высоко ценил Ибн Асакира и всячески способствовал ему в распространении знаний. 

В 549-м году Нуруддин Занки построил учебное заведение «Дару ль-хидис ан-нурия» и предложил Ибн Асакиру возглавить его. 

 

«Дару ль-хидис ан-нурия» является первым учебным заведением, которое специализировалось на хадисах. И, как самый знающий имам хадиса, Ибн Асакир возглавил это учебное заведение. 

Нуруддин Занки посещал его собрания, посвящённые хадисам Пророка (мир ему и благословение).

Салахуддин, великий правитель, освободивший Иерусалим от крестоносцев, тоже относился с почтением к имаму и посещал его собрания. 

 

После смерти Ибн Асакира это учебное заведение возглавил его сын аль-Касим. Уроки аль-Касима посещал Салахуддин, и сообщается, что когда аль-Касим начал читать написанную им книгу про джихад, то Салахуддин присутствовал на всех лекциях, посвящённых этой теме. 

 

Передают, что когда после смерти Нуруддина Занки Салахуддин стал правителем, то Ибн Асакир перестал посещать его собрания. И когда Салахудин упрекнул его в этом, он ответил: «Я удалился от ваших собраний, потому что я увидел, что эти собрания подобны собраниям торговцев, где не слушают говорящего. Лишь вчера мы посещали собрания Нуруддина Занки, и мы сидели подобно тем, на чьих головах разместились птицы. Почтение и величие покрывали его собрания. Когда говорил он, мы все молчали, и когда говорили мы, он слушал нас». Салахуддин принял это замечание от Ибн Асакира и потребовал, чтобы в присутствии Ибн Асакира все вели себя подобающим образам.

 

Труды Ибн Асакира

 

Ибн Асакир написал множество книг. Количество этих изданий переваливает за сто. Но две его книги получили наибольшую известность, и мы более подробно остановимся на них.

Наиболее известной книгой, которую написал Ибн Асакир, является его многотомный труд «История города Дамаск».

 

Ибн Асакир начал писать «Историю…» ещё в молодости, во время своих странствий в поисках знаний, и закончил в 559-м году по Хиджре, когда ему было уже 60 лет. Как пишет сам имам, из-за занятости и проблем он иной раз надолго оставлял работу над книгой, а потом снова возвращался к ней. В общей сложности около тридцати лет Ибн Асакир писал эту книгу. Правитель Нуруддин Занки, когда узнал, что Ибн Асакир пишет «Историю…», очень заинтересовался и попросил учёного уделять больше внимания этому великому труду. 

 

Книга состоит из 80 томов, и хотя называется «История города Дамаск», тем не менее, в ней описывается не только история этого города и известных личностей, связанных с ним, но и история многих других городов Сирии, а также всего исламского мира.

 

Вторая книга, о которой мы поведаем в этой статье, называется «Разъяснение измышлённой лжи, отнесённой к Абу аль-Хасану аль-Ашари».

 

Ибн ас-Субки говорил про эту книгу: «Тот, у кого нет этой книги, – в неведении о своём положении». 

В этой книге описывается жизненный путь Абу ль-Хасана аль-Ашари – величайшего имама ахлю сунны. Также в книге приводятся биографии крупнейших учёных ахлю сунны, которые были последователями этого великого имама. 

 

Особенно актуальна эта книга в наши дни, когда многие мусульмане не знают убеждений учёных ахлю сунны и заблудшие группы возводят измышления на этого великого имама и на его путь. Между тем огромное количество крупнейших имамов ахлю сунны на протяжении многих веков следовали пути этого имама. Поэтому особенно тем, кто приобретает религиозные знания, необходимо прочитать эту книгу, чтобы иметь ясное представление об убеждениях богословов ахлю сунны. 

 

Смерть учёного

 

Ибн Асакир умер 11 числа месяца раджаб 571-го года по Хиджре. Огромное количество людей пришло проводить его в последний путь. Среди тех, кто присутствовал на похоронах имама, был и султан Салахуддин. Говорят, Салахуддин провожал имама в последний путь с непокрытой головой, показывая тем самым, как он скорбит по этому великому учёному.

 

Его учителя:

 

Абуль-Касим ибн аль-Хасин, 

Абу Гъалиб ибн аль-Бана, 

Абдуллах ибн Мухаммад аль-Газаль, 

Умар ибн Ибрахим аз-Зайди, 

Абу Абдуллах аль-Фарави, 

Абдул-Мун’им ибн Абдул-Карим аль-Кушайри, 

Абу Абдуллах аль-Адиб, 

Абуль-Касим ан-Несиб,

Абуль-Хасан ас-Сулами, 

Абу Тахир аль-Ханаи,

Абуль-Хасан ад-Динавари, 

Кади аль-Маристан,

Али ибн Хасан аль-Балхи, 

Хибатуллах ибн Зебиди,

Саид ибн Аби Риджа, 

Хусайн ибн Абдул-Малик аль-Халлал,

Йусуф ибн Айюб аль-Хамадани,

Тамим Ибн Аби Са'ид аль-Джурджани

 

 

Его ученики:

 

Его сын аль-Къасим, 

Абу Джафар аль-Куртуби, 

Абдул-Кадир ар-Рахави, 

Абуль-Касим ибн Сасари, 

Абу Исхак Ибрахим ибн аль-Хушу’и, 

Мухаммад ибн Гъасан аль-Хумси, 

Абу Са’д ас-Сам’ани, 

Абуль-‘Аля аль-Хамдани. 

Ма'мер ибн Факир,

Садидуддин аль-Макки

 

 

Его вероубеждение:

 

Хафиз Ибн Асакир, как и практически все великие имамы из числа факихов, мухаддисов и муфассиров был ашаритом, т.е. придерживался вероубеждения Ахлю Сунна валь-Джама’а.

 

Ибн Асакир сказал:

 

ولسنا نُسَلِّم أن أبا الحسن اخترع مذهباً خامساً، وإنما أقام من مذاهب أهل السنة ما صار عند المبتدعة دارساً، وأوضح من أقوال من تقدمه من الأربعة وغيرهم ما غدا ملتبساً، وجدد من معالم الشريعة ما أصبح بتكذيب من اعتدى منطمساً، ولسنا ننتسب بمذهبنا في التوحيد إليه على معنى أنا نقلده فيه ونعتمد عليه، ولكنا نوافقه على ما صار إليه من التوحيد لقيام الأدلة على صحته لا لمجرد التقليد، وإنما ينتسب منا من انتسب إلى مذهبه ليتميز عن المبتدعة الذين لا يقولون به من أصناف المعتزلة والجهمية والكرامية والمشبهة والسالمية، وغيرهم من سائر طوائف المبتدعة وأصحاب المقالات الفاسدة المخترعة، لأن الأشعري هو الذي انتدب للرد عليهم حتى قمعهم وأظهر لمن لا يعرف البدع بدعهم، ولسنا نرى الأئمة الأربعة الذين عنيتم في أصول الدين مختلفين، بل نراهم في القول بتوحيد الله وتنزيهه في ذاته مؤتلفين، وعلى نفي التشبيه عن القديم سبحانه وتعالى مجتمعين، والأشعري – رحمه الله – في الأصول على منهاجهم أجمعين، فما على من انتسب إليه على هذا الوجه جناح، ولا يرجى لمن تبرأ من عقيدته الصحيحة فلاح، فإن عددتم القول بالتنزيه وترك التشبيه تمشعراً فالموحدون بأسرهم أشعرية، ولا يضر عصابة انتمت إلى موحد مجردُ التشنيع عليها بما هي منه بَرِيِّة

 

 

«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш'ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш'ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш'ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям. Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххиду (единобожнику) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь».

 

 

Также он сказал:

 

فيا ليت شعري ماذا الذي تنفر منه القلوب عنهم - يعني الأشاعرة - أم ماذا ينقم أرباب البدع منهم؟! أغزارة العلم، أم رجاحة الفهم، أم اعتقاد التوحيد والتنزيه، أم اجتناب القول بالتجسيم والتشبيه، أم القول بإثبات الصفـات، أم تقديس الرب عن الأعضاء والأدوات؟!

 

 

«О если бы я знал, что отворачивает сердца от ашаритов, за что их ненавидят сторонники нововведений?! За их обильное знание и рассудительность, или убеждения Единобожия и очищения Аллаха от недостатков, или воздержание в речах от таджсима (придание тела) и ташбиха (уподобление), или слова подтверждающие сифаты Аллаха, или очищение Господа от наличия органов и частей?!».

 

 

Далее сказал:

 

وأكثر العلماء في جميع الأقطار عليه وأئمة الأمصار في سائر الأعصار يدعون إليه، ومنتحلوه هم الذين عليهم مدار الأحكام، وإليهم يرجع في معرفة الحلال والحرام، وهم الذين يُفتون الناس في صعاب المسائل، ويعتمد عليهم الخلق في إيضاح المشكلات والنوازل، وهل من الفقهاء من الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق له أو منتسب إليه أو راضٍ بحميد سعيه في دين الله أو مُثنٍ بكثرة العلم عليه

 

 

«Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах, в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя, те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания».

 

[«Табйин казб аль-муфтари фи маа Нусиба иля аль-имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари», стр. 359, 367, 410]

 

http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=1743

Категория: Учёных из стран Шама

РЕКЛАМА

          ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ 

            darulihlas.ru@mail.ru 

ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!

Доска объявлений в Дагестане

Яндекс.Метрика