Учёных из стран Шама и других

«Человек в знаниях нуждается больше, чем в еде и питье»  

 

Суфян ас-СавриСуфян бин Саид бин Масрук ас-Саври родился в Куфе в 97-м году по Хиджре в семье знатока хадисов Саида.

 

Огромная заслуга в воспитании будущего имама принадлежит его матери. Передают, что когда она отправляла его к учителю, то сказала ему: «Сынок, когда ты запишешь с десяток хадисов, посмотри, увеличивается ли в твоей душе богобоязненность, кротость и достоинство. Если нет, то знай, что это не принесёт тебе пользы и лишь навредит тебе».

 

В Судный день с человека спросят за знания, которыми тот не руководствовался, и если не смилостивится Аллах, подобного человека ожидает наказание.

 

В хадисе говорится: «Поистине в Судный день самое сильное наказание уготовано учёному, не извлёкшему пользы из знаний».

 

Время, когда родился Суфян ас-Саври, было временем, о котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) засвидетельствовал как о лучшем веке после века, в котором жил он и его сподвижники. Родители в то время старались вложить в своих детей как любовь к знаниям, так и искренность. Такой была и мать Суфяна ас-Саври, мечтающая увидеть своего сына искренним и богобоязненным учёным, который руководствуется приобретёнными знаниями. Надеждам матери суждено было оправдаться.

 

Суфян ас-Саври говорил: «Я не выучил ни одного хадиса без того, чтобы я не действовал сообразно ему хотя бы раз в жизни». Знал же он, по некоторым сведениям, до 300 тысяч хадисов.

 

Его мать занималась прядением и имела с этого некоторый доход. Когда сын решил посвятить себя изучению наук, она сказала ему: «Сынок, приобретай знания, я же буду обеспечивать тебя из тех средств, которые я зарабатываю из прядения».

 

 

В детстве отец часто водил его на собрания знатоков хадиса, и, несомненно, это тоже оказало благотворное влияние на будущего имама.

 

Суфян ас-Саври обладал поразительной памятью, и во многом это способствовало тому, что он превзошёл своих сверстников в приобретении знаний. Суфян ас-Саври говорил: «Чего бы я ни отдал на хранение своему сердцу – оно никогда не подводило меня».

 

Также он говорил: «Иногда я затыкаю уши, когда слышу некоторых рассказчиков, чтобы не запомнить то, что они говорят».

 

Суфян ас-Саври перенял знания у огромного количества учёных. Приводят сведения, что количество его учителей достигало 600 человек.

 

Высказывания учёных о Суфяне ас-Саври

 

Крупнейшие учёные того времени, такие как Яхъя ибн Маин, Шу’ба, Ибн Уяйна и другие, называли Суфяна ас-Саври «амир аль-муминин фи-ль-хадис» (амир правоверных по хадисам).

 

Ибн Уяйна говорил про него: «Я не видел человека, который знал лучше о дозволенном и запретном в религии, чем Суфян ас-Саври».

 

Ибн Мубарак, величайший из учёных исламского мира, говорил: «Я перенял знания от тысячи и ста учёных, и я не перенял от лучшего, чем Суфян ас-Саври».

 

Также Ибн Мубарак говорил: «Я не знаю на всей земле никого, кто был бы более знающим, чем ас-Суфян».

 

Суфян ас-Саври – о знаниях и учёных

 

Суфян ас-Саври говорил: «Человек в знаниях нуждается больше, чем в еде и питье».

 

Также он говорил: «После обязательных деяний нет ничего, что было бы более ценным, чем приобретение знаний».

 

Также он говорил: «Необходимо принуждать своих детей изучать хадисы, так как мы будем спрошены за это в Судный день».

 

Особенно важно это в наше время, когда люди отдалились от религии и погрязли в грехах. Раньше, во времена расцвета Ислама, общество оказывало на людей благотворное влияние, и если даже родители допускали некоторые упущения в воспитании или обучении детей, то друзья, соседи, коллеги по работе могли поправить их. В наше время зачастую общество оказывает на людей лишь негативное влияние, а если ещё и родители будут халатно относиться к воспитанию и обучению детей, то кто же наставит их на истинный путь?

 

В хадисе говорится: «Кто придерживался моей Сунны в то время, когда разложится моя община, того ожидает вознаграждение ста шахидов».

 

Несомненно, время, о котором говорится в хадисе, это наше время. И родители, которые обучат своих детей Сунне Пророка (мир ему и благословение), и дети, которые будут руководствоваться Сунной, имеют большой шанс оказаться в числе указанных в этом хадисе людей.

 

Суфян ас-Саври также говорил: «Плохие деяния – это болезни. Учёные же – это лекарства. Если лекарства испорчены, то чем же лечить болезни?».

 

Усердие в поклонении Аллаху

 

Ибн Вахб передаёт: «Я увидел Суфяна ас-Саври в священной мечети после вечернего намаза в земном поклоне (сужда), и он поднял голову лишь после призыва на ночную молитву».

 

Али ибн Фузайл передаёт: «Я видел Суфяна ас-Саври в земном поклоне, когда я обходил Каабу. Я совершил семь раз по семь обходов вокруг Каабы, пока он не поднял голову».

 

Аскетизм и богобоязненность

 

Суфян ас-Саври говорил: «Аскетизм бывает двух видов: обязательный и желательный. Обязательный аскетизм – это отдаление от гордости, показухи, желания, чтобы его расхваливали. Что же касается желательного аскетизма – то это отдаление от дозволенных мирских благ. И если вы отказываетесь от чего-либо из мирских благ, то отказывайтесь от этого лишь ради Аллаха».

 

Многие люди обманываются религией и запрещают для себя многое из дозволенного, не подозревая, что это может быть вызвано не стремлением к довольству Аллаха, а стремлением к людскому почитанию. Мусульманин должен прилагать усилия, чтобы сохранить сердце от порицаемых качеств, как и для очищения тела от грехов, ведь это и есть обязательный аскетизм. И первым шагом является поиск истинных учителей, наставников, которые могут в этом помочь.

 

Передают, что Суфян ас-Саври говорил: «Если бы не суфий Абу Хашим, то я бы не узнал тонкостей деяний, совершённых ради показухи (рияъ)».

 

Если такой большой учёный, живший в один из лучших веков, по собственному признанию нуждался в том, кто научит его искренности и научит распознавать болезни сердца, то что уж говорить о нас, живущих во времена смут, невежества и разврата!

 

Суфян ас-Саври также говорил: «Приобретение знаний – это не то, что ты взял от учителей. Приобретение знаний – это приобретение богобоязненности».

 

Суфян ас-Саври как-то сказал своим ученикам: «Если бы рядом с вами сидел кто-либо, кто доносит каждое ваше слово до правителя, вы бы сказали что-либо неподобающее?» «Нет», – ответили они. Тогда Суфян сказал: «Рядом с вами те, кто возносят ваши слова к Аллаху!»

 

Рядом с нами постоянно находятся ангелы, которые записывают наши деяния и слова. Также существуют ангелы, которые возносят наши деяния в конце дня и ночи, а также в определённые дни недели и года.

 

Суфян ас-Саври говорил: «Аскетизм – это не употребление грубой пищи и не облачение в грубую одежду. Аскетизм – это когда человек не возлагает долгие надежды на будущее и находится в состоянии ожидания смерти».

 

Богатство – щит мусульманина

 

Суфян ас-Саври говорил: «Раньше богатство было нежеланным для людей, сегодня же это щит мусульманина».

 

Один человек увидел у него в руке динары и спросил: «О Абу Абдулла, неужели ты держишь в руках динары?!» Суфрян ас-Саври ответил: «Замолчи! Если бы не динары, то правители обращались бы с нами как с тряпками».

 

Также передают, что Суфян ас-Саври сказал: «Оставить после себя десять тысяч дирхамов, за которые я буду спрошен в Судный день, любимей для меня, чем испытывать нужду к людям».

 

Суфян ас-Саври занимался торговлей, чтобы содержать себя и не нуждаться в ком-либо. Как-то он отправился в Йемен ради заработка, и когда после возвращения Ибн Уяйна посетил его, то сказал, что люди осуждают его за то, что в поисках мирских благ он отправился в столь дальнее путешествие. Суфян ас-Саври ответил: «Они осуждают то, что не подлежит осуждению. Приобретение дозволенного – трудное и ответственное дело, и я вышел лишь ради этого».

 

Иногда, когда у него заканчивались средства, он вытаскивал из крыши своего дома брёвна и продавал их. Когда же у него появлялись средства, он покупал новые и ставил на их место.

 

Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого

 

В хадисе сообщается, что когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили, кто является лучшим из людей, он ответил: «Лучшим из людей является лучше всех знающий Коран наизусть, самый богобоязненный, больше всех побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, и тот, кто поддерживает родственные узы».

 

Что касается побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, то не было подобного Суфяну ас-Саври в его время. Когда дело касалось удерживания от порицаемого, то он не ведал ни страха, ни стыда. Передают что если, видя порицаемое, он молчал, то он заболевал.

 

Суфян ас-Саври говорил: «Когда я, видя порицаемое, промолчу, то с мочой у меня выходит кровь».

 

Отношения с правителями

 

Однажды халиф Абу Джафар аль-Мансур захотел назначить Суфяна ас-Саври судьёй. Но он отказался от предложения халифа. Тогда халиф пригрозил, что прикажет казнить его, если не согласится. Использовав хитрость, Суфян ас-Саври сбежал от халифа и его людей. У людей нашего времени этот поступок великого имама может вызвать недоумение, так как в наше время трудно поверить, что были люди, которые даже под страхом смерти отказывались от подобных почестей. Но тот, кто познал Аллаха и Его религию, осознаёт опасность, которая заключена в этом деле. В хадисе говорится: «Кто стал судьёй, тот зарезан без ножа». Смысл этого хадиса, конечно же, не в том, что всех, кто станет судьёй, ожидают погибель и наказание. Хадис указывает на опасность этого дела. Поэтому Суфян ас-Саври, боясь за свою религию, даже несмотря на то, что его может ожидать за это смертная казнь, сбежал от халифа.

 

Суфян ас-Саври решил укрыться от людей халифа в Йемене, но по пути у него закончились средства, и в Басре он нанялся к одному человеку работать в саду. Владелец сада как-то спросил его, откуда он. Суфян ответил, что из Куфы. Тогда владелец сада спросил: «Финики Басры слаще или же финики Куфы?» Суфян ответил, что не знает. «Как же так?! Ты работаешь в саду и не знаешь!» – удивился владелец сада. «Ты не давал мне разрешения есть финики, и потому я не знаю», – ответил Суфян. Владелец сада не поверил Суфяну и решил, что это лишь наигранное благочестие. Он рассказал своему другу о произошедшем. Тот поинтересовался, как выглядит его работник, и когда хозяин сада описал его, тот понял, что это был Суфян ас-Саври. Он предложил хозяину сада задержать его, чтобы получить вознаграждение от халифа. Но к тому времени, как они вернулись в сад, Суфян ас-Саври уже покинул Басру.

 

В Йемене, в том месте, где жил Суфян ас-Саври, произошла кража, и в краже обвинили Суфяна ас-Саври, так как он был никому не известный чужеземец. Его привели к правителю Йемена, и когда Суфян отказался признавать, что причастен к краже, то правитель спросил, как его имя. Суфян, не желая выдавать себя, а также не желая лгать, ответил:

 

– Абдулла (что значит – раб Аллаха). 

– Все мы рабы Аллаха, – сказал правитель. – Заклинаю тебя именем Аллаха, назови своё настоящее имя. 

– Суфян, – ответил он.

– Суфян сын кого?

– Суфян сын раба Аллаха.

– Заклинаю тебя именем Аллаха, назови настоящее имя своего отца.

– Саид ас-Саври, – ответил он.

– Ты Суфян ас-Саври, которого халиф хотел назначить судьёй, и который отверг это, и за голову которого халиф установил награду?

– Да, – ответил Суфян ас-Саври.

– О Суфян, живи здесь как хочешь, и можешь покинуть нас когда захочешь. Клянусь Аллахом, если ты даже будешь прятаться под моей пяткой, то я не пошевелю ногой, чтобы выдать тебя.

 

Через некоторое время Суфян ас-Саври решил отправиться в Мекку. Халиф узнал, что Суфян находится в Мекке, отправил туда своих людей и приказал схватить и распять его. Сам халиф также вслед за ними отправился в Мекку, чтобы лично присутствовать при казни Суфяна ас-Саври.

 

Когда люди халифа пришли в Мекку, они окружили священную мечеть и потребовали, чтобы Суфян ас-Саври вышел к ним. Суфян подошёл к Каабе и обратился с мольбой к Аллаху: «О Аллах! Не дай Абу Джафару войти в Мекку!»

 

Всевышний ответил на его мольбу, и халиф Абу Джафар умер, так и не достигнув Мекки.

 

Суфян ас-Саври покинул этот мир в месяце Шабан 161-го года по Хиджре.

 

Абдурахман ибн Махди передаёт, что когда он омывал его после смерти, то на его теле выявился следующий аят Корана (смысл): «и Аллах избавит тебя от них».

 

Передают, что после смерти его увидели во сне и спросили, что он нашёл лучшим. Суфян ответил – хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

 

 

 

http://islamdag.ru/lichnosti/10280

Категория: Учёных из стран Шама

РЕКЛАМА

          ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ 

            darulihlas.ru@mail.ru 

ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!

Доска объявлений в Дагестане

Яндекс.Метрика